Берта Моризо

Берта восхищалась Мане и в свою очередь была его музой: сохранилось шестнадцать ее портретов, написанных художником. И эта фотография — интерпретация работы кисти Эдуарда Мане «Берта Моризо с веером», 1872.

Перенесёмся во время, когда женщинам запрещали посещать школу изящных искусств.
Пусть так, а искусство в семье Моризо ценилось: Берта приходилась внучатой племянницей художнику рококо Жану Оноре Фрагонару. У Берты и её сестры была мастерская, они брали уроки у мэтра Камиля Коро.

Сюжеты, конечно, были ограничены всё теми же предрассудками: без сопровождения появиться на публике — недостойное поведение, мужчину написать — не рекомендуется, обнаженную натуру — ни в коем случае! Никаких колкостей и эпатажа.

Общество в 19-м веке было жестким: женщина не могла быть хоть в чём-то гениальной.
«Миленько» — говорили они. Не больше.
Лишь коллеги понимали, насколько девушка талантлива.
Её холсты участвовали в шести Салонах подряд, пока она не присоединилась к группе «отверженных» импрессионистов.

О личном. Для девушки из буржуазной семьи замужество означало конец занятиям живописью. Woman: know your limits!
Поэтому упрямая Берта все предложения руки и сердца отвергала. Готова была не выходить замуж вообще.

Однако, в 33 года встретила человека, для которого мольберт и масляные краски оказались не проблемой. Это был Эжен Мане, брат художника Эдуарда Мане. Он нежно любил Берту, параллельно с юридической практикой был помощником и менеджером жены.

Жили счастливо. Через несколько лет у пары родилась дочь Жули. Настоящее вдохновение для матери.

Жули впоследствии станет художницей и выйдет за художника, но это уже совершенно другая история.